Балерина Wilfride Piollet в партии Одетты в балете «Лебединое озеро»Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.
Балет как искусствоВ своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.
В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»
Михаил Фокин был великолепен в романтическом стиле [1]
В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.
В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина»[2], «ожившая фотография» и «ожившая скульптура» [3] [4]. Для того, чтобы поставить, сначала нужно увидеть, нарисовать и слепить.
«Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.
Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном [5] на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.
«Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского[6].
Таким образом, живопись ожила сначала музыкально, затем пластически.
Батма́н (фр. battement - «батман») — отведение и приведение ноги в танцевальном движении. Группирует в себе бо́льшую часть элементов экзерси́са, необходимых для совершенствования техники классического танца (а значит и танца в целом):
Батма́н тандю́ (фр. tendu - «вытянутый») (и его видоизменений)
Батман тандю жэте́ (фр. jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
Гранд батман жэте (фр. grand - «большой», jet - «бросок») (и его видоизменений)
Батман девелопе́ (фр. developpé - «раскрывание», «развёрнутый») (и его видоизменений)
Батман фраппе́ (фр. frappe - «чеканка», «удар») (и его видоизменений)
Батман фондю́ (фр. fondu - «смягчённый», «расплывчатый», «растаявший») (и его видоизменений)
Батман составляет основную часть занятия классического танца, вырабатывая умение правильно отводить и вытягивать (выпрямлять) ногу во время исполнения танцевальных движений, а также способствует выработке апломба, помогая танцору научиться управлять отдельными группами мышц.
Содержание [показать]
1 Методика и цели выполнения
2 Классификация
3 Примечания
4 Источники
5 Литература
[править] Методика и цели выполненияБатман выполняется у опоры (т. н. «станка») или «на середине»:
Батман тандю — сгибание в исходную позицию и разгибание стопы скольжением по полу до положения пуанте́ (нога, сохраняя выворотную позицию, мягко касается вытянутым носком пола). Во время выполнения упражнения центр тяжести находится на опорной ноге, мышцы (ног и корпуса) предельно подтянуты. Выполняется из I или V позиции вперед, в сторону и назад.
Цель выполнения упражнения — выработать умение правильно вытягивать ногу, силу и эластичность голеностопного сустава, а также красивую линию ног.
Батман тандю жэте (по иерархии выделяется отдельно от батман тандю, а не как его видоизменение) — небольшие (до 45°) четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение (ИП) через батман тандю с сохранением выворотности рабочей и опорной ног, а также натяжения подъёма и пальцев рабочей ноги.
Цель выполнения упражнения — выработка умения управлять отдельными группами мышц, а также ориентации в пространстве (умения быстро вывести ногу в нужное положение и чётко зафиксировать в нём).
Гранд батман
При использовании термина гранд батман чаще всего подразумевается такой элемент, как гранд батман жэте, а батман релеве лян (также релевелян, релевелянт) является сокращением от названия элемента гранд батман релеве лян.
Гранд батман жэте — большие взмахи в воздух и возвращение в ИП выполняются по I или V позициям вперед, в сторону и назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух до положения 90° и выше, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, и возвращается скольжением через батман тандю в ИП, сохраняя выворотность колена и подъёма рабочей ноги, а также центра тяжести на опорной ноге.
Гранд батман релеве́ лян (фр. relever - "поднимать", lent - "медленно")- отличается от гранд батман жэте тем, что движение выполняется не взмахом, а медленно, «на мышцах».
Цель выполнения упражнения — выработка маховых движений, растяжки, равновесия.
Батман девелопе — сгибание и разгибание ноги на 90° и выше. Выполняется через промежуточное пассе — нога сгибается в колене, колено максимально выворотно вбок, подъём предельно натянут и находится спереди на колене (сбоку у колена, сзади под коленом) для выполнения движений вперёд (в сторону, назад). Если движение выполняется вперёд (либо в сторону после выполнения вперёд), то нога в пассе переводится через сюр ле ку де пье впереди (стопа на уровне чуть выше щиколотки, касаясь её наружней частью, «обнимает» ногу — пятка спереди, пальцы заведены назад), если назад (либо в сторону после выполнения назад) — сюр ле ку де пье (фр. sur le cou de pied - «на шейке ноги») сзади (нога находится чуть выше голеностопа, пятка прижимается к ноге, подъём и пальцы не прижимаются, как бы образуют «хвостик»). Когда пассе будет отработано, вводится вторая часть движения — разгибание ноги вперед, в сторону и назад. Движение выполняется плавно. Необходимо сохранять выворотность ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение.
Цель выполнения упражнения — выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
Батман фраппе — резкое, чёткое сгибание ноги (по сути — удар) в положение сюр ле ку де пье и разгибание на носок, а также в положение книзу или на полупальцах в положение на носок или книзу. Выполняется вперёд, в сторону, назад, с акцентом на удар. Колено максимально выворотно, направлено в сторону по линии плеча.
Цель выполнения упражнения — выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при быстром выполнении движений; отработать «расстановку точек» в движениях.
Батман фондю — данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье для выполнения батман фондю (в положении впереди стопа не обнимает щиколотку — носок не заведён назад, а находится спереди, в положении сзади изменений нет) с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений.[1]
[править] КлассификацияПлие Батман
Гранд плие Деми плие Тандю Фондю Жэте Фраппе Гранд батман жэте Девелопе
Батман тандю деми плие Дубль батман фондю Пуанте Пикке Балансуа Дубль батман фраппе Пти Ботю Балансуа Балансуа Пуанте Пикке С отведением на 1/4, 1/2 круга деми ронд Пассэ С отведением на 1/4, 1/2 круга деми ронд
Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.
Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжена Лами.
Стиль и форма пачки со временем менялись. В конце XIX века пачка Анны Павловой сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале XX века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой.
Пуа́нты (от фр. pointe — острие; иногда колки́ или каски́) — обувь, которая используется при исполнении женского классического танца.
Это слово имеет два близких друг другу значения.
1. Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - обозначает танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты. Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета. Танец на пуантах исключительно женский.
2. Пуантами называются специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах).
Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора»[1] в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке Ф.Тальони[2]. А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину[3].
Однако сама поза на пуантах-пальцах уже использовалась ранее. Ю.Бахрушин (Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) пишет:
«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, Данилова в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю „Зефир и Флора“)».
В подтверждении этого Ю.Бахрушин приводит слова французского историка балета Кастиль-Блаза по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Госслен [Geneviève Gosselin] в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная». Но это все же ещё был не танец на пуантах.
Пуанты в наше время изготавливаются из атласа. Жесткий носок получается за счет использования специального крахмального клея, которым пропитывают все внутренние слои носка. После сушки (24 часа) пуантов носок становится твердым. Конструкция пуантов способствует достижению устойчивости на опорной ноге в позах классического танца. По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
До начала танца балерина должна разогреть ноги и сами туфли. Иначе возможна серьёзная травма, вплоть до перелома ноги.
Апломб (фр. aplomb — в буквальном смысле — «отвесно», «прямо», «вертикально», «равновесие») — в хореографии означает искусное удерживание в равновесии танцующих во время пируэтов, поднимания на носки, сальто-мортале и т. п[1].
Известный французский балетмейстер Жан-Этьен Дэспро (Jean-Étienne Despréaux) определил апломб в 1806 году как специфический вид динамического равновесия, имеющего основополагающее значение для всех позиций и движений в классическом балете.
В изданной в 1905 году книге «Grammar of the Art of Dancing, Theoretical and Practical» («Грамматика искусства танца, теоретическая и практическая») со ссылкой на слова Бернхарда Клемма (англ. Bernhard Klemm) было написано следующее:
«…апломбом танцор приобретает точность и изящество, которые обеспечивают успешное выполнение нужного художественного движения, и хотя это чрезвычайно трудно, но тем самым создаёт весьма благоприятное впечатление на зрителя…»[2].
Апломбом осуществляется контроль за мышечными ощущениями в позвоночнике, так называемое «проведение назад». Базовыми элементами являются пять позиций ног, классифицированных Пьером Бошаном (Pierre Beauchamp) ещё в 1680 году.
Искусное владение апломбом, как правило, требует от исполнителя многолетней интенсивной подготовки.
В описании танца знаменитой итальянской балерины Марии Тальони говорится примерно следующее: Её прославленный парящий апломб, умение сохранять позу без поддержки партнера, стал графической формулой тальонизма. Она угадала значение линии в балетном искусстве, которую продолжили А.Павлова, с ее распластанным долгим полетом, Галина Уланова, Наталья Бессмернова"[3].
Также «апломбом» называют характерную линию поведения личности при общении с другими индивидуумами.
Aрабеск (фр. Arabesque) — одна из основных поз классического балета.
Слово пришло, как и все основные термины классического балета, из французского языка, в буквальном переводе с французского — арабский[1], транскрипция: aa-rah-besk.
Поза арабеска
Опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Арабеск бывает Первым (Premier arabesque), Вторым (Deuxième arabesque) и Четвёртым (Quatrième arabesque).
Проходящим движением или связующим с другой позой может быть plié (приседание) на опорной ноге, а также в прыжке (фр. saut) и с вращением. Позу можно бесконечно варьировать[1].
Поза арабеска используется во всей хореографической лексике классического и современного балета. Как в старину, балетмейстерами Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа, Л. И. Ивановым, М. М. Фокиным и Ю. Н. Григоровичем, так и в модерновых постановках Уильяма Форсайта [1]
Методика Энрико Чеккетти включала пять различных поз арабесков.
Первый арабескВыдающийся русский балетный педагог А. Я. Ваганова, классифировав балетные термины, определила четыре основных вида арабесков, и эта методика, разработанная А.Вагановой, сегодня является основной в классическом балете. Четыре основных арабеска по методике Вагановой:
I арабеск — ноги в положении effacée, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[2].
II арабеск — ноги в положении effacée, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.[3].
III арабеск — ноги в положении croisé (фр.: скрещены), соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней напрвлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[4].
IV арабеск — ноги в положении croisé, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[5].
Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути арабеска[1].
Существует российский балетный конкурс-фестиваль с тем же названием «Арабеск» — он уже в течение несколько лет проводится в Перми. Конкурс открыт для участия в нём не только российских танцоров, но и иностранцев. С 1990 года в нём приняли участие более 650 молодых артистов балета и учащихся хореографических училищ почти всех музыкальных театров России, бывших республик СССР, балетных театров и коллективов Австрии, Аргентины, Болгарии, Венесуэлы, Египта, Ирландии, Китая, Мексики, Монголии, Словении, США, Турции, Хорватии, Южной Кореи, Японии[6][7].
Балерина (итал. ballerina — танцовщица) — название, используемое для обозначения профессиональной балетной танцовщицы; мужской эквивалент этого слова — солист балета, артист балета, танцовщик.
Балерина в балетной труппе может занимать положение: Примы, первой танцовщицы, солистки, корифейки, demi-classique, и танцевать в кордебалете.
[править] Происхождение терминаИтальянское слово ballerina произошло от латинского ballo — танцую. Термин начал использоваться со второй половины XIX века. Ранее являлся обозначением высшего ранга соло-исполнителей.
[править] Прима-балеринаОсновные статьи: Прима-балерина, Премьер (балет)
При́ма (лат. prima — первая) — ведущая балерина в балетной труппе театра, прима-балерина или премьер — это самый высокий профессиональный статус солиста балета в балетных труппах мира.
Существует также определение Prima ballerina assoluta. Честь носить данное звание оказывается балеринам, которые считаются исключительно талантливыми, выше уровня других ведущих балерин. Название очень редко используется сегодня, и чаще всего применяется символически в знак признания заметной карьеры и, как следствие, оно обычно рассматривается как почесть, а не официальный статус.
Балетмейстер (нем. Ballettmeister — «»[1]) — автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, руководитель балетной группы. Балетмейстер ставит хореографические сцены, танцы[2], создаёт систему движений в пространстве сцены или танцевальной площадки, определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и освещение. Все это он подчиняет основной идее, чтобы танцевальное зрелище представляло собой гармоническое целое. Подготовка спектакля или танца происходит во время репетиций. Заключительным этапом работы является показ спектакля в присутствии зрителей или съёмка, если работа происходит в кино или на телевидении[3].
Класси́ческий та́нец — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ. Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.
Урок классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. В классической школе урок состоит из нескольких частей:
экзерсис y станка;
экзерсис на середине зала;
адажио;
аллегро;
упражнения на пальцах (в женском танце).
Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.
Кордебалет (фр. corps de ballet) — ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера. По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется «корифей», вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений.
В балете существует понятие «глухой кордебалет»: в переносном смысле это означает «отодвинуть исполнителя на второй план, на второстепенные роли».
Пируэ́т (фр. pirouette — «поворот») — термин в балете, означающий полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге, при этом вращение возможно и вправо, и влево.
Пируэт осуществляется при помощи различных приёмов, придающих телу вращательное движение. Отдельные пируэты могут соединяться между собой танцевальными шагами; в этом случае, выполняя последовательный ряд пируэта, исполнитель передвигается по прямой или по кругу.
Пируэ́т (фр. pirouette — «поворот») — термин в балете, означающий полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге, при этом вращение возможно и вправо, и влево.
Пируэт осуществляется при помощи различных приёмов, придающих телу вращательное движение. Отдельные пируэты могут соединяться между собой танцевальными шагами; в этом случае, выполняя последовательный ряд пируэта, исполнитель передвигается по прямой или по кругу.
Позиции ног классического балета строго регламентированы. Всего их пять.
Первая позиция ног: пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.
Вторая позиция: стопы выворочены и расположены на одной прямой линии, расстояние между пятками составляют длину стопы (то есть примерно на 33 см[1]).
Третья позиция: ступни прилегают одна к другой так, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (то есть одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко[1].
Четвертая позиция: выворотные ступни, располагаясь параллельно, отстоят друг от друга на длину стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.
Пятая позиция: ступни, плотно прилегая друг к другу, расположены рядом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Эта позиция сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.
Первая позиция
Вторая позиция
Третья позиция
Четвёртая позиция
Пятая позиция
В ХХ веке выдающийся русско-французский балетный деятель Серж Лифарь разработал ещё два положения, названных им шестая позиция и седьмая позиция. Эти две позиции не вошли в канонические и используются редко.
Шестая позиция: ноги расположены обычным параллельным образом.
Седьмая позиция: эта позиция исходит из четвертой классической позиции, но с учетом пуантов и каблуков. Существуют две седьмые позиции, в зависимости от расположенной впереди ноги (правая или левая).
Соли́ст (от лат. solus один, только) — это личность, лидирующая в каком-либо коллективе (творческом, редко спортивном или т. п.). Чаще всего термин «солист» используется в музыкальном и танцевальном исполнительском искусстве. Под определением «солист» можно выделить несколько сфер деятельности:
солирование (лидерство) в музыкальном коллективе;
единоличное исполнение музыкального произведения на сцене;
исполнение лидирующих партий (вокальных или инструментальных) в ансамбле или оркестре;
лидерство в театральных представлениях, в том числе театрах пантомимы;
лидерство в каких-либо зрелищных представлениях;
лидерство во всевозможных массовых мероприятиях, в том числе спортивных.
Терминология в балете
Происхождение фр. fouetté
Дословно взбитые
Фуэте (Фуэтэ; фр. Fouetté) — движение, означающее в терминологии балета ряд последовательных туров на месте, при исполнении которых рабочая нога, при каждом повороте открывается в сторону (a la second, во 2-ю позицию) и проделывает rond de jambe en l’air на 45°. [1] В спектаклях Fouetté исполняется балериной на пальцах (на пуантах) в коде (финале) Pas de deux, является одним из самых виртуозных вращений, и во многих балетах становится кульминацией коды.
«Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté» — не являются разновидностями Fouetté, но имеют одинаковое название в терминологии.
Термин балетного элемента звучит по-французски: Fouettés (множественное число), так как форс даёт возможность танцовщице выполнять один поворот за другим. Во французском языке есть прилагательное фр. fouetté обозначающее «взбитые» и глагол фр. fouetter [2]
Дивертисме́нт (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento), — так называются:
ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту;
балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом;
музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес для одного или нескольких инструментов.
Теги: балет,словарик,движения